Общероссийское Собрание по реформе экономического образования разработало рекомендации
29 июня 2023
28 июня в Конгресс-холле ВЭО России состоялось основное пленарное заседание Общероссийского Собрания по реформе экономического образования.

Пленарное заседание подвело итог многоступенчатой общероссийской дискуссии о направлениях и содержании реформы экономического образования в стране с учетом вызовов и задач, стоящих перед Россией в новой геополитэкономической реальности.

Организаторы Собрания: Вольное экономическое общество России и Международный Союз экономистов.

Структура Общероссийского Собрания по реформе экономического образования включала пленарные конференции, которые проходили в период: 1 марта — 2 мая т.г.; научно-практические конференции, семинары, круглые столы на 87 региональных площадках V Московского академического экономического форума в 51 субъекте РФ, которые состоялись в период: 2 мая — 2 июня т.г.; центральное мероприятие — основное пленарное заседание — Общероссийского Собрания по реформе экономического образования в Конгресс-холле ВЭО России.

Суммарно в мероприятиях Общероссийского Собрания по реформе экономического образования приняли участие более 800 специалистов из 63 регионов России, выступили 105 спикеров.

В их числе — ведущие эксперты и ученые, руководители ведущих федеральных и региональных вузов страны, профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, представители делового сообщества, организаций высшего профессионального образования России.

Модераторы основного пленарного заседания Собрания — президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов и член Правления ВЭО России, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.

Дискуссия была организована ВЭО России и Международным Союзом экономистов с учетом поставленной Президентом России (Послание ФС РФ 21.02.23) перед общественными институтами, научным и экспертным сообществом страны задачи конструктивного участия в разработке вопросов реформирования экономического образования в связи с новыми требованиями к специалистам в экономике, социальной отрасли и других сферах жизни. Это подчеркнул в своем вступительном слове президент ВЭО России Сергей Бодрунов, открывая основное пленарное заседание Собрания.

«Собрание — это, в некоем роде, квинтэссенция дискуссии по назревшей большой проблеме, предварительный итог — и одновременно старт более широкой, междисциплинарной полемики в научных кругах и общественном пространстве, а также прагматичных, направленных на практическую реализацию, надеемся, решений в этой сфере», — отметил ученый.

Среди ключевых проблем отечественного экономического образования Сергей Бодрунов назвал его отрыв от практики.

«Запрос рынка труда — вот что принципиально важно. Согласно данным Росстата на конец 2022 года, треть россиян находится в квалификационной яме — то есть работает не по профессии. Тех, кто трудится не в соответствии с уровнем квалификации, еще больше. Нам нужно сокращать разрыв между кадровой потребностью на рынке труда и структурой подготовки будущих экономистов, развивать современные формы и методы соединения экономического образования с наукой и практикой, механизм целевого обучения, выстраивать систему планирования потребностей регионов в кадрах, обновлять образовательные программы с учетом требования бизнес-сектора», — подчеркнул Сергей Бодрунов.

Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Каменева также подняла вопрос отрыва современного экономического образования от практики, указав, что текущая модель целевого набора не ориентирована на реальные потребности рынка труда.

Профессор предложила проводить ежегодный мониторинг регионального рынка труда для выявления актуальной потребности в кадрах и доводить эту информацию до вузов, совершенствовать механизм целевого обучения за счет средств работодателей.

Глубокие изменения в геополитической и экономической ситуации в мире и в России требуют обновления образовательных программ для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», отметили участники Собрания.

«Россия оказалась в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики. Мы уходим от рыночного фундаментализма, господствовавшего на протяжении десятилетий, от мифов постиндустриализма, происходит поворот к человеку, к повышению уровня социализации общества и построению социально-ориентированного государства, к приоритизации традиционных ценностей. Между тем экономическая теория, экономическое образование у нас остаются в основе своей такими же, как и в кризисные 1990-е годы. Их базой остается неоклассическая теория, микро- и макроэкономика с добавлением в ряде случаев нового институционализма. В России, очевидно, также нужно обеспечить экономическое образование, отражающее происходящие изменения. До тех пор, пока мы не сформируем мощную когорту новых экономистов, вооруженных системными знаниями в области экономической теории, включая гетеродоксальную экономическую теорию (в частности, основы классического институционализма и политической экономии), мы не будем иметь ни объективного анализа экономической реальности, ни новой экономической политики», — отметил Сергей Бодрунов.

Представляя совместный с вице-президентом ВЭО России, профессором Александром Бузгалиным доклад, член Президиума ВЭО России, заведующий Лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Колганов предложил включить в круг обязательных дисциплин теоретические курсы, отражающие специфику отечественной экономики, например, курс «Российская экономическая система», а также скорректировать содержание курсов по мировой экономике с учетом перехода к многополярному миру, создать программы обучения в специалитете и аспирантуре для подготовки преподавателей экономической теории и развивать систему повышения их квалификации.

Следует скорректировать содержание курсов, посвященных национальной экономике, потому что современные студенты плохо представляют себе, что такое российская экономика, согласился член Президиума ВЭО России, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв.

Ученый также отметил, что следует менять подход к преподаванию экономико-математических методов в вузах.

«Мы учим студентов эконометрике и матметодам, но не даем понимания, как их можно применить. Забываем, что математика в нашем деле — это инструмент. Если вы не знаете, зачем считаете, не можете обосновать с помощью цифр решения в области экономической политики — это трата времени», — пояснил Александр Широв.

Заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, академик РАН Абел Аганбегян также поднял вопрос о повышении квалификации преподавателей и необходимости повышать уровень оплаты их труда. Согласно данным ученого, в первом квартале 2023 года средняя заработная плата учителя составляла 45 787 рублей — это ниже средней заработной платы по стране.

Вице-президент ВЭО России, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН Сергей Глазьев обратил внимание, что изучение экономики требует междисциплинарного подхода.

«Сведение преподавания экономики к узкой группе дисциплин, которые красивые в теории, но неадекватные в практике, готовит догматиков, неспособных чувствовать реальные экономические процессы и тем более ими управлять. Кадры новой формации должны знать закономерности научно-технического прогресса, основы социальной психологии, особенности инновационных процессов», — пояснил академик РАН.

Говоря о задачах трансформации системы экономического образования, член Правления ВЭО России, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию Екатерина Харченко отметила, что в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» необходимо внести понятие «примерная образовательная программа»,

«Сейчас в стране реализуется 2200 образовательных программ по направлению «Экономика и управление». Когда студенты хотят перевестись из Финансового университета в Высшую школу экономики, или наоборот, на третьем курсе им приходится досдавать 30 дисциплин. Это разница в рабочих и учебных планах. О каком качестве и единообразии образовательного пространства мы можем говорить? Отсутствует и единый федеральный перечень учебников и учебных пособий для сферы высшего образования», — рассказала депутат.

Екатерина Харченко также предложила разработать концепцию преподавания экономических дисциплин, провести экспертизу содержания учебников для обучающихся по направлению «Экономика и управление», разработать единую систему оценки качества высшего образования, которой в вузах пока нет.

Абел Аганбегян отметил, что вузы и научно-исследовательские институты должны работать в тесной связке, чтобы студенты имели возможность проходить стажировку в исследовательских институтах, работать на их оборудовании, которое на порядок лучше, чем в высших учебных заведениях.

Директор Института проблем региональной экономики РАН Алексей Шматко поднял вопрос кадрового обеспечения в сфере науки.

По мнению ученого, следует повышать привлекательность научной карьеры среди молодых людей. Для этого следует разработать и реализовать, в том числе на законодательном уровне, комплекс мер, направленных на формирование системы подготовки и поддержки научных кадров, включающий популяризацию науки среди молодежи, выявление, сопровождение и помощь в развитии молодых талантов.

Проректор по научной деятельности РЭУ имени Г.В. Плеханова Виталий Минашкин также отметил важность привлечения молодых людей в науку. РЭУ имени Г.В. Плеханова ежегодно выделяет до 100 миллионов рублей на научные исследования. Это проекты по заказу Росстата, Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития и так других. Студенты принимают участие в этой работе не на общественных началах, а на условиях договора.

Член Президиума ВЭО России, научный руководитель Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН Валерий Макаров поднял тему необходимости возрождения и развития института наставничества в вузах и разработки цифровых интерактивных учебников.

Вице-президент ВЭО России, президент Уральского отделения ВЭО России, ректор Уральского государственного экономического университета Яков Силин предложил увеличить количество бюджетных мест для подготовки экономистов, в том числе и в аспирантуре.

«Во многом подготовка экономистов стала коммерческой. У нас в университете 85% мест — коммерческие. К сожалению, эта тенденция наблюдается по всей стране. В УрГЭУ в этом учебном году было 30 очных бюджетных мест по направлению «Экономика», а с сентября будет — 10. И это в самом мощном оборонно-промышленном регионе!», — отметил ректор УрГЭУ.

Декан Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Аузан подчеркнул необходимость «социального поворота» в экономическом образовании.

«Мы предполагаем, опираясь на кафедру политической экономии, разумеется, меняя формат и направления деятельности, сделать новый курс «Общественные проблемы и экономическая политика». Мы включим в программу основные вызовы экономическому развитию — бедность, рост неравенства, климатические изменения и так далее, и матрицу альтернативных ответов, которые дают разные экономические теории, не только мейнстрим, но и посткейнсианство, неомарксизм, неоавстрийская теория, традиционные институциональные теории, новые институциональные теории. Студенты должны понимать, с одной стороны, что они занимаются экономикой для людей, а с другой — осознавать, что ответы могут быть разными, и им предстоит выбирать, какой будет верным в тех или иных исторических обстоятельствах», — пояснил Александр Аузан.

По мнению члена Президиума ВЭО России, заведующего кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Института инженерной экономики и гуманитарных наук Московского авиационного института Романа Голова, особое внимание при подготовке профессионалов инженерно-экономического профиля в текущей ситуации следует уделять компетенциям, связанным с кластерным менеджментом. «В последние годы значительное влияние на развитие промышленности начала оказывать Индустрия 4.0. Цифровая трансформация производства, широкое применение искусственного интеллекта, создание киберфизических систем — это те компетенции, которые уже сегодня необходимы молодым профессионалам. Мы в МАИ в полной мере осознаем важность их усвоения нашими выпускниками, в связи с чем в первые же годы активного распространения Индустрии 4.0 адаптировали учебные планы и программы подготовки инженерно-экономического профиля, обогатив их широким спектром цифровых компетенций», — пояснил Роман Голов.

Профессор кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Ирина Новикова посвятила свое выступление теме непрерывного образования, о необходимости которого говорили и другие спикеры.

В частности, по мнению ученого, эффективный специалист должен обладать стратегическим мышлением, и начинать формировать его нужно в юном возрасте. Так, международный проект «Школа юных стратегов», созданная В.Л. Квинтом на базе Московской школы экономики МГУ им. М.В.Ломоносова, успешно работает с 2016 года. Такие школы есть в Москве, Санкт-Петербурге, на Кузбассе, в Узбекистане.

Член Президиума ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Олег Смолин предложил рекомендовать Комитету Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию и Комитету Государственной Думы РФ по экономической политике провести парламентские слушания по вопросам реформирования экономического образования с участием Вольного экономического общества России, организовавшего общероссийскую дискуссию по реформе экономического образования, а также рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ организовать расширенное совещание по этой тематике с привлечением Вольного экономического общества России, Российского союза промышленников и предпринимателей, профильных парламентских комитетов, Российского союза ректоров.

Эксперты Собрания пришли к выводу, что основными направлениями реформирования отечественного экономического образования должны стать обновление содержания образовательных программ, внедрение практико-ориентированного подхода в образовательный процесс, развитие системы привлечения молодых людей в экономическую науку и формирования экономического мировоззрения людей, начиная с молодых лет, повышение квалификации преподавателей на регулярной основе, более активное использование инновационных технологий в образовании и кратное увеличение его финансирования, а также предложили другие конструктивные идеи по вопросам трансформации экономического образования в России.



По итогам Собрания рабочей группой сформировано экспертное заключение, которое будет направлено в органы государственного управления.

Программа основного пленарного заседания Общероссийского Собрания по реформе экономического образования (28.06.2023)