С учетом новой реальности, которая может затянуться надолго, – невысоких цен на нефть в диапазоне 50-60 долларов за баррель, сохранения и увеличения жестких санкций, продолжающейся пандемии COVID-19 и высоких рисков новых эпидемий – доходов от традиционных товаров российского экспорта уже будет недостаточно.
Поэтому нужны качественно новые источники роста и доходов бюджета, и резкое, как минимум в 1,5 раза наращивание частных инвестиций в качестве дополнения (но не альтернативы!) госрасходам. К тому же опора на частный бизнес в качестве основной движущей силы развития экономики является естественной для рыночных отношений. Значит, неизбежно придется переформатировать отношение государства к бизнесу, поскольку ранее принятые решения в поддержку бизнеса являются необходимыми, но не достаточными. И (1) регуляторная гильотина, расчищающая завалы устаревших обязательных требований, и (2) ныне реформируемая система государственных институтов развития, призванная обеспечить бизнес доступным финансированием на всех стадиях его роста при существующих банковских ограничениях, и (3) цифровизация госуслуг, облегчающая взаимодействие предпринимателей с властью по множеству направлений, всё это и многое другое – очень важные действия, предпринятые государством в последние 2 года. Частный бизнес неоднократно и очень давно настаивал на их проведении, и в массе своей очень признателен Правительству РФ за проявленную волю к их реализации. Но, очевидно, этих мер недостаточно, многие имеющиеся старые барьеры по-прежнему мешают развитию предпринимательства в России, об этом также постоянно говорит бизнес, и это не волюнтаристское его пожелание, а совершенно научный, объективный результат.
Любые препятствия, мешающие росту и обелению бизнеса, должны быть устранены, если мы хотим достичь национальных целей и обеспечить новое качество экономического развития страны. Но хотя российские правительства и в тучные годы, и тем более в последние 7 лет, когда началось снижение реальных располагаемых доходов граждан и переход к крайне низким темпам роста ВВП, воспринимали и соглашались с этой логикой, мало что делалось на практике для снятия последних оставшихся барьеров.
Во-первых, надо устранить всё, что мешает здоровой, справедливой конкуренции и нормальному инвестиционному климату. Полагаю, что государству в этой сфере надо «начинать с себя». Потребуется приватизация государственных и муниципальных компаний по принципу «третий-лишний»: если на профильном рынке уже присутствует хотя бы два-три частных игрока, то государственный игрок должен быть или приватизирован, или разделен с последующей приватизацией той его части, которая присутствовала на этом рынке. Нужно переориентировать деятельность антимонопольных органов исключительно на госсектор (а он сейчас, по данным ФАС, составляет более 70% российской экономики), не заниматься генерированием десятков тысяч антимонопольных дел против малых и средних предприятий (например, по данным Института повышения конкурентоспособности, до 90% дел по картелям ФАС возбуждает против субъектов МСП), а работать над тем, чтобы именно подконтрольные государству компании не осуществляли монополизацию.
Потребуется частично переориентировать деятельность следственных органов, ограничив их права в расследовании коммерческих и корпоративных споров, а также при оспаривании участниками рынка результатов контрольных мероприятий и исполнения контрактных обязательств, включая госзаказ. Например, если суд постановил участнику соответствующего спора произвести платеж (компенсировать убыток, заплатить административный штраф и пр.) и не увидел каких-либо попыток этим участником осуществить мошеннические действия, то и не должно быть никакой передачи дел в следственные органы для дальнейшего расследования. В новых реалиях государство должно обязательно взвешивать плюсы и минусы каждого фрагмента своей политики, определять баланс приобретений и потерь. От того, что следственные органы слишком много внимания уделяют корпоративным спорам, теряется потенциал этих органов для расследований чисто криминальных историй, например, звонков по поводу мошеннических сделок с кредитными картами, преступлений в киберпространстве, укоренившейся практики злостного неисполнения миграционного законодательства и т.д.
Вторая группа препятствий – всё, что мешает обелению бизнеса. Потребуется использовать затратный метод в качестве основного при закупках товаров и услуг на высококонкурентных рынках, создать качественные рейтинги добросовестных поставщиков и стимулировать тех, кто раскрывает свою структуру себестоимости и налоговую тайну. Необходимо принять правительственные директивы подконтрольным государству компаниям–заказчикам продукции и услуг в целях применения соответствующих налоговых оговорок в качестве разделов заключаемых ими договоров с поставщиками.
Потребуется проводить процедуры реабилитации и рассрочек долгов для тех компаний, которые начали процесс обеления своей деятельности, ведь они раскрывают свою истинную отчетность, и, стало быть, тогда любой контрольный и правоохранительный орган может посмотреть, что было за 3 года до обеления, начислить соответствующие штрафы, выставить требования и начать следственные действия, - конечно, в таких условиях никто обеляться не будет. Надо обеспечить нормативное закрепление смещения акцента в расследованиях контрольных и следственных органов на тех лиц-участников рынка, которые находятся за пределами полученного в результате обеления компаний периметра прозрачности.
Третья группа барьеров - все, что мешает расширению спроса. Потребуется реализовать эшелонированный, комплексный подход к импортозамещению, особенно к экспортоориентированному. Спрос на многие виды импортируемой продукции и услуг может быть переориентирован в пользу отечественных поставщиков и исполнителей (по нашим оценкам, еще не менее 1/3 импорта потенциально может быть замещено). Для этого, в частности, необходимо снять ограничения на докапитализацию эффективных государственных институтов развития, прежде всего за счет субсидируемых облигационных займов и долгосрочных займов Центрального банка Российской Федерации [8]. Потребуется реализация налоговых и иных механизмов, стимулирующих рост зарплаты сотрудников коммерческих предприятий, по примеру той, что была задействована когда-то для единого социального налога (регрессивная шкала: упрощенно говоря, чем больше был размер выплачиваемой работнику зарплаты, тем пропорционально меньше были перечисления за этого сотрудника в социальные фонды).
Четвертая группа препятствий – всё, что мешает инновационной деятельности. Потребуется обеспечить автоматическую передачу авторам результатов интеллектуальной деятельности, сделанных ими на средства, предоставленные из бюджетной системы. Надо ускорить внедрение механизмов, обеспечивающих безналоговую постановку нематериальных активов на баланс частного бизнеса, приобретшего или создавшего такие активы. Потребуется внедрить базирующуюся на принципах саморегулирования и независимой экспертизы систему оценки результатов интеллектуальной деятельности и инноваций в целях предоставления государственных субсидий и иных форм поддержки. Потребуется перенастройка налоговой системы в целях обеспечения равных с другими странами и их юрисдикциями условий для инновационной деятельности.
Пятая группа препятствий - всё, что мешает получению доступного и дешевого финансирования для развития. Потребуется существенно расширить практику массового проектного финансирования небольших инвестиционных проектов: таких государственных институтов развития сейчас почти нет, а те, что есть, не имеют «права на ошибку», в результате чего лица и коллегиальные органы, принимающие решения в этих институтах, чрезвычайно консервативны и медлительны, что никак не способствует решению задач экономического развития и достижению национальных целей. Необходимо стимулировать аккредитивные формы расчетов и особенно внедрение эскроу-счетов для закупок всего госсектора, начиная с подконтрольных государству компаний (а не только в сфере строительства, как это сейчас задано Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") – тогда и процентные ставки по кредитам для предприятий, ставших поставщиками государственных заказчиков, значительно снизятся, что увеличит конкуренцию при закупках и инвестиционный потенциал растущего частного бизнеса. Потребуется внедрить специальный механизм финансирования или предоставления финансовых гарантий быстрорастущим, имеющим сбыт компаниям («газелям» и «единорогам»), не получающим коммерческих кредитов даже на пополнение оборотных средств, поскольку у большинства из них отношение долг/ебитда выше 6.
Я перечислил основные, по мнению множества предпринимателей, препятствия для обеления и роста бизнеса. Они выбраны по итогам нашего многолетнего взаимодействия с тысячами владельцев компаний и менеджеров, входящих в ведущие общественные организации бизнеса, такие как Деловая Россия, РСПП, Опора России, ТПП РФ, отраслевые союзы и ассоциации. Есть много других, менее значимых старых барьеров, но лишь преодоление названных выше даст качественно иное ускорение экономическому росту, даже в неблагоприятных условиях «новой нормальности».
Как их преодолевать? Один из инструментов – наделить государственный орган (мы назвали его «Администрация роста») функциями координатора снятия названных барьеров, освободив его от исполнения текущих задач и поручений. При этом не предлагается создавать совершенно новую структуру, лучше переформатировать одну из уже существующих экспертно-аналитических государственных организаций, такую как Центр стратегических разработок или Аналитический центр при Правительстве РФ, и передать курирование всей этой сложнейшей работы одному из заместителей Председателя Правительства РФ. Другой вариант – организовать работу по снятию старых барьеров примерно таким же образом, как реализовывалась регуляторная гильотина, то есть посредством использования механизма «всё правительство». Этот подход означает, что всё Правительство РФ, все его ведомства – от ФНС России до Министерства культуры, а также все силовые и правоохранительные органы – должны принимать самое активное участие в снятии барьеров, мешающих бизнесу расти и обеляться. Кстати, именно этот подход сейчас будет реализовываться Президентом США Байденом при «экологизации» его экономической политики.
Противники снятия старых барьеров приводят различные обоснования причин якобы невозможности устранения того или иного барьера, чаще всего ссылаясь на вопросы обеспечения безопасности, справедливости и пр. Однако, как показывает наш опыт участия в реформе технического регулирования и подготовки регуляторной гильотины, всегда надо соотносить потери и приобретения. Те барьеры, которые были кратко описаны выше, надо снимать именно потому, что пользы от этого будет намного больше, чем негативных последствий. Кроме того, часть таких последствий удастся демпфировать иными мерами, гораздо более эффективными, чем старые барьеры. Осознание этого приведет к появлению нужной политической воли, как это случается перед началом каждой общественно значимой реформы, и только тогда стратегические установки и национальные цели станут достижимыми.
Пока старые барьеры не сняты и новые движущие силы остаются сильно скованными, крайне мало шансов на реализацию сколько-нибудь амбициозной стратегии развития и уже утвержденных национальных целей. Очень важно всем участникам, вырабатывающим и принимающим решения, касающиеся стратегического развития, использовать этот вывод в качестве главного руководства, и на всех обсуждениях, совещаниях, заседаниях каждую меру, каждое действие рассматривать исключительно сквозь его призму.
Из материалов «Научных трудов ВЭО России»