В майском указе Президентом поставлена задача возобновления экономического роста России. До 2024 года нам необходимо в два раза снизить бедность, существенно увеличить продолжительность жизни россиян, обеспечить естественный рост численности населения, войти в пятерку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. Всё это – всеобъемлющая комплексная проблема. И – достойный вызов для нашего общества и государства. И главная задача – не только преодолеть кризис в экономике и выйти на добротные темпы экономического роста, но и – подчеркну, весьма важно, – устранить технологическое отставание России от тех стран, которые находятся на переднем крае продвижения к новой генерации индустриального общества.
Чтобы догнать нынешних экономических лидеров по показателям роста, мы должны, согласно исследованиям академика А.Г.Аганбегяна, ежегодно увеличивать свой ВВП на 4-5% и более, если вести речь о догоняющем или, в потенциале, опережающем развитии. В то же время наши государственные институты (Минфин, Банк России) определяют темпы роста ВВП в пределах 1,5-2,5%. Таким образом, необходимо искать резервы роста, на что нацеливает нас и президентский указ, да и сама жизнь. <…>
Правительству страны в рамках сформулированных национальных проектов, направленных на достижение конкретных целей развития по конкретным направлениям, поручено разработать и реализовать национальные программы в сфере здравоохранения, демографии, экологии, образования, науки, культуры, цифровизации экономики, жилищного строительства, безопасности, качественных автомобильных дорог и инфраструктуры, улучшения городской среды, поддержки занятости и повышения производительности труда, развития малого и среднего бизнеса и поддержки предпринимательской инициативы. Это – важнейшее, главное дело нового правительства. Прорыв необходим по всем этим направлениям. Причем – в самые короткие сроки. Фактически – в формате «экономического чуда».
Возможно ли это? Моё мнение – да, это возможно. Однако – при выполнении ряда условий.
Одним из таковых является безотлагательная технологическая модернизация экономики. Но при этом особенно важен переход к широкому и повсеместному использованию преимуществ нового технологического уклада. <…>
Жить нам придется в новом технологическом укладе и в новом социальном пространстве – хотим мы этого или не хотим – объективная реальность. И надо искать и те силы, которые поддержат этот процесс, сделают его эффективным и позитивным. Поэтому не менее важный фактор и драйвер перехода к новому технологическому укладу – модернизация социальной сферы, включая развитие ее инфраструктуры на новом технологическом уровне, повышение производительности труда, включение человека в новый производственный мир, мир новой экономики, и роста на этой основе благосостояния людей, уровня удовлетворения их потребностей. <…>
Убедившись в том, что будущее экономическое развитие и решение принципиальных социальных вопросов тесно сопряжено с интенсивным вхождением нашего общества в новый технологический уклад, зададимся вопросом – а какими конкретными вехами этот путь обозначен? Какие технологии, как, в каком порядке и т.д. поднимать?
Несмотря на сложность этого вопроса, ответ, безусловно, есть. Его дает наша наука. По инициативе РАН большими группами весьма компетентных специалистов разработан и осуществляется уникальный документ – Национальная технологическая инициатива – выверенный и научно обоснованный магистральный проспект нашего технологического развития. Она включает в себя и направления развития, и базовые идеи, и конкретные шаги. Инициатива развивается, учитывая и все более-менее значимые тренды технологического развития в мире, и нашу российскую специфику и возможности. Так что каркас технологического плана перестройки экономики, если можно так выразиться, у нас имеется. <…>
Инвестиции – принципиальный вопрос. Очень важно, что новый премьер обещает довести инвестиции до 5% ВВП. Но не менее важно, чтобы наши национальные проекты в значительной части были сопряжены с задачами технологического развития. Выполнение проектов будет, следовательно, означать и продвижение в технологическом развитии. Понятно, что на все, что связано с такого рода немалым поворотом, нужны и немалые средства. Есть ли они у нас?
Правительственные экономисты в свое время озвучили, что на выполнение майского указа Президента необходимо в ближайшие годы изыскать 8 триллионов рублей.
Я вижу здесь немало аспектов, которые можно обсуждать. К примеру, 8 триллионов рублей – это не более четверти ЗВР, накопленных сегодня Россией. Огромные средства, существенно превышающие наши ЗВР, находятся на руках у населения, еще больше – размещенные в финансовом секторе, на спекулятивных рынках капитала. Если мы потратим хотя бы часть этих резервов, вовлечем их в инвестпроцесс в реальный сектор экономики, мы добьемся не просто выполнения нацпроектов, но подготовим почву для ускоренного технологического развития и перехода в новоиндустриальную экономику.
Но, кроме средств и иных наших возможностей, нужна – воля. Мы часто слышим – время сложное, мы противостоим практически основной экономической элите мира, необходимо иметь страховку. И наши резервы решают эту задачу. Это – верно. Резервы иметь жизненно необходимо.
Однако по этому поводу у меня такой взгляд: от всего застраховаться невозможно, излишние резервы – это груз в пути, балласт, и, наконец, лучшая страховка от экономических неприятностей – не подушка безопасности, которая рискует превратиться в перину, на которой удобно спать (да вот не проспать бы время рывка!), а продвинутая современная экономика.
Мы с вами, коллеги, вместе с нашим лидером уже в прошлом году констатировали, что, несмотря на сложности, наша экономика приобрела новое качество, стала более устойчивой к внешним шокам и внутренним проблемам. Более того, в этом году мы перешли, пусть хотя и к не слишком активному, но к наращиванию ВВП, росту промпроизводства и сельского хозяйства, инфляция – ниже таргета в 4%, начали подрастать, впервые за последние 5-6 лет, реальные доходы населения.
И я сегодня не столь сильно убежден в том, что для того, чтобы существенно увеличить внутренние инвестиции, широко развернуть реиндустриализацию нашей экономики на новой высокотехнологичной основе, нам надо сейчас продолжать осторожничать, добиваться еще более «твердой» устойчивости экономики.
Скорее, по моему мнению, надо двигаться параллельно, по возможности – даже больше акцентируя внимание на научно-индустриально-технологическом развитии, подтягивая под него государственную, финансовую и технологическую инфраструктуру. Это стоило бы приоритетно поддержать институтами частно-государственного партнерства, соответствующей модернизацией финансовой и банковской системы, мерами налогового стимулирования и другими форматами новой промышленной политики.
По материалам совместного заседания ООН РАН и ВЭО России «Драйверы роста экономики: человеческий капитал, наука, технологии»