Яков Миркин:
«Возможна ли сейчас новая экономическая политика?»
У новой экономической политики должно быть два этапа: первый – переходный, к сверхбыстрому росту от стагнации и той тупиковой экономической модели, в которой мы присутствуем. И второй этап –нормализация, уход в свободное рыночное плавание.

Параметры социальной рыночной экономики, к которой стремимся – доля государства не выше 20 – 25%, среднего и малого бизнеса – до 40 – 50% (совершенно иная конкурентная среда на основе приватизации в пользу среднего класса, создания квазирыночной среды в крупнейших компаниях, особенно, с государственным участием). Универсальная экономика вместо преимущественно сырьевой (доля «своего» в технологиях, оборудовании, комплектующих и исходниках – не ниже 55 – 65%, в непродовольственных товарах широкого потребления – до 70 – 75%), своя микроэлементная база.

Крупная финансовая машина вместо мелкой, спекулятивной, созданной за 30 лет (монетизация, насыщенность кредитами и долгами, капитализация рынка акций – свыше 90 - 100% ВВП, инфляция – до 2 – 3%, ссудный процент – до 2 – 3%). На первом этапе – умеренно ослабленный рубль (сильное средство стимулирования экономического роста, для 2021 г. – 75 – 77 руб. за долл.), на втором – устойчивый рубль в более узком коридоре колебаний, чем это свойственно развивающимся экономикам). Прекращение избыточного финансового резервирования (ФНБ, международные резервы), сокращение их, по оценке, вдвое (накопленные средства – в инвестиции).

Налоговое и квазиналоговое бремя на этапе перехода к сверхбыстрому росту – 31 – 33% ВВП (сегодня от 36% и выше), на этапе нормализации – до 40 – 42% (норма для континентальной модели, стран уровня Чехии). Резкое, вполовину снижение регулятивного бремени и административных издержек. Нормализация потребления государства до 14 – 15% ВВП (сегодня – от 18% ВВП). Деконцентрация, децентрализация, разгосударствление бизнесов, активов, финансовых потоков, расселения людей. Возврат к реальному бюджетному федерализму – рост доходной базы региональных бюджетов, их доли в консолидированном бюджете, прекращение их избыточной зависимости «от центра».

Максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций (налоговых, административных), таможенная политика, максимально стимулирующая экспорт из России продукции с высокой степенью обработки и перенос в Россию высокотехнологичных производств.

В результате на первом этапе норма инвестиций – от 28 – 30% ВВП (в Китае – 44 – 46% ВВП), на втором, при нормализации – от 21 до 24% ВВП (при существенном росте эффективности инвестиций).

Как все это сделать? Для первого этапа – экономическая либерализация. Речь идет не об отпуске всего и вся в свободный от государства полет. Наоборот, речь – о расширенном вмешательстве государства для того, чтобы убрать накопленные деформации – экономические (собственность, кредит, процент, налоги, бюджет, валютный курс, таможенная политика, и т.п.) и административные (избыточное регулятивное бремя, репрессивная система правоприменения). В государственных финансах резко усилить стимулирующую функцию (преобладает фискальная). Финансовый форсаж – последовательный рост в насыщении экономики деньгами, кредитами, финансовыми инструментами при снижении уровня процента и инфляции (пример – Китай и другие азиатские экономики, примеры «облегченного финансового форсажа» – страны экономического чуда в послевоенной Европе).

Неизбежны – а) создание администрации развития (с особыми полномочиями, отделенными от текущей деятельности правительства), б) макроэкономическое программирование, в) программы публичных работ, расширенные в сравнении с действующими, особенно в части модернизации инфраструктуры, б) бюджет развития.

В результате – создать легкую бизнес-среду с расширенными инвестиционными горизонтами. Все эти меры легко укладываются в формулу сверхбыстрого роста (приводил ее уже в публикациях не раз), в которой все экономические и административные инструменты государства подчиняются одной только цели – продолжительность и качество жизни, темпы роста, технологическая модернизация.

Какие инструменты – хорошо известно. В международной практике применялись до 250 – 300 технических решений, относящихся к экономической, финансовой и административной политике государства, ставящих экономику на новый курс. Подробное их перечисление, формулу сверхбыстрого роста см. в [1, 2]. Макроэкономический инженер легко подберет именно то их сочетание, которое соответствует состоянию экономики и общества в целом.

Новая экономическая политика должна осуществляться: а) системно, не имеет смысла выхватывать отдельные «куски», б) осторожно, взвешенно, только популярными реформами, с тщательным наблюдением за тем, чтобы те или иные меры принимались с доверием и не вызвали финансовых и экономических шоков. В сверхбыстром росте нет экстремизма, экономика поворачивается к нему, разгоняется до темпов от 4 – 5% и выше за 2 – 4 года.

Последнее – это миф или реальность? Это абсолютно техническая задача, которую уже решили после второй мировой войны 15-20 стран. Но для того, чтобы это сделать у нас дома, нужен переворот в головах элиты, изменение идеологии, которой она придерживается, новая национальная идея, за которую стоит бороться.

Эта идеология очень проста. На первом месте продолжительность и качество жизни населения, не на словах, а на деле. Любовь к собственному народу – в основе экономической политики, как бы идеалистически это ни звучало. Плюс «государство развития», социальная рыночная экономика и общество стимулов, а не наказаний, как способ жизни.

Реалистично ли думать, что все это может произойти? Когда-то считалось, что это невозможно в Китае середины 1970-х годов или в Испании 1950-х. Но неожиданные повороты случились. Могут быть повороты и в нашей идеологии, в нашем мышлении, в нашей модели общества. Об альтернативной экономической политике нужно громко и постоянно говорить. Она всегда должна быть на виду.

Альтернативная политика, какой она могла бы существовать в программных документах, может быть продемонстрирована на примере финансового сектора.

В самом общем виде она могла бы формулироваться следующим образом:

Проведение последовательной и осторожной денежно-кредитной, валютной и процентной политики, направленной на нормализацию финансового сектора, на стимулирование повышения качества жизни, ускоренный рост экономики, ее технологическую модернизацию и финансовое развитие, в увязке с системой других мер, стимулирующих рост (налоги, бюджет, инвестиции, таможенное регулирование и др.), в том числе:

Переход к «мультитаргетированию», основанному на одновременном таргетировании денежной массы (органичный рост монетизации (широкие деньги – до 85 – 95% ВВП)), инфляции (ее снижение до 2 – 3% при условии активного противодействия государства немонетарной инфляции), процента (ключевой ставки до 2,5 – 2,75%, других ставок процента Банка России), сокращении волатильности валютного курса рубля в 2 – 3 раза (введение валютных коридоров, смягчающих колебания валютного курса рубля).

Переход к политике умеренно ослабленного курса рубля (с учетом разрывов в реальном и номинальном эффективных курсах рубля), стабилизации его динамики как инструмента стимулирования экономического роста (вместо политики взрывных периодических девальваций в зависимости от цены на нефть и внешних финансовых шоков). С этой целью модернизация валютного режима, осторожное усиление роли административных инструментов (»коридоров», «потолков», «лимитов» и т.п.).

Замораживание цен и тарифов, устанавливаемых / регулируемых государством, по формуле «инфляция минус».

Усиление рыночного регулирования счета капитала при сохранении его открытости (донастройка всей системы нормативов и правил, регулирующих деятельность (сделки, позиции, риски) финансовых институтов, инвесторов, экспортеров, для ограничения вложений в валюту, использование рыночных механизмов, распространенных в международной практике, для предупреждения и ограничения валютных шоков).

Рост насыщенности кредитами до 75 – 85% ВВП при сокращении ссудного процента до 3 – 4%, в т.ч. за счет расширения использования специальных механизмов финансирования Банка России (открытие значимых линий рефинансирования кредитных организаций под портфели ссуд (ипотека, малому и среднему бизнесу, портфели инвестиционных проектов, региональные портфели и т.п.), отвечающих рыночным критериям качества, при установлении потолков процента и ограничении процентной маржи, постепенное прекращение субсидирования процентных ставок).

Поэтапная демонополизация, деконцентрация, разгосударствление финансового сектора и его инфраструктуры до их оптимальных размеров, обеспечивающих рыночность среды, прекращение политики форсированного сокращения численности финансовых институтов и «денежного опустынивания» регионов, дерегулирование финансового сектора (регулятивная гильотина), устранение избыточных регулятивных издержек, не отвечающих рискам и потребностям динамики развивающегося финансового рынка, введение действенного, реального антимонопольного контроля за ценами и тарифами в финансовом секторе.

Введение в законодательство о Банке России и других финансовых регуляторах целей стимулирования роста экономики, ее технологической модернизации, повышения качества жизни населения. Создание механизмов корпоративной и личной ответственности, кодексов этики, квалификационных требований к опыту участия в финансовом бизнесе, относящихся к Банку России, другим государственным институтам, регулирующим финансовый бизнес, и их персоналу. Обеспечение реальной подотчетности органов «денежной и финансовой власти» в реализации целей, для которых они созданы.

По мере нормализации финансового сектора и настройки на цели стимулирования роста – дальнейшая либерализация, прекращение действия административных инструментов, введенных для стабилизации финансового сектора и его реструктуризации в целях стимулирования экономического роста.

Материал из «Научных трудов ВЭО России»