Владислав Корочкин:
«Реформа НДФЛ увеличит платежеспособный спрос на 13%»
Что касается самочувствия малого бизнеса, ситуация достаточно напряженная. Вот что показал наш опрос на конец апреля: 80% предпринимателей ощущают уменьшение спроса, 36% – считают возможным закрытие своих компаний, 35% – уже сократили штат, 15% – приняли решение о возможном закрытии компании в ближайшее время, причем 4% – приняли его окончательно, а 11% – пока ждут, как будет формироваться спрос в ближайшее время.

В последние дни помощь от государства начинает реально поступать. Прежде всего мы говорим о субсидиях на выплату зарплаты сотрудникам тех предприятий, которые не сократили штаты. Много примеров, когда деньги поступают в автоматическом режиме, и это серьезное подспорье для компаний, которые хотят выжить.

Если говорить о более фундаментальных вещах, то, наверно, кризис – это хорошее время для того, чтобы реализовать то, что не удалось на предыдущих этапах.

Я не понимаю, почему мы не говорим о реформе НДФЛ и о введении прогрессивной шкалы. Если мы социальное государство, давайте не будем брать налог на доходы с наиболее уязвимых слоев населения, которым сегодня не хватает денег на продукты (а их, согласно данным последних опросов, больше 20% населения страны). Это привело бы к повышению платежеспособного спроса на 13% и имело самые благоприятные социально-политические последствия.

Если говорить о мерах господдержки, то в общенациональном плане действий отражено много предложений бизнес-объединений, в том числе и нашего. Из того, что вошло в план, – это снижение с 2021 года до 7% НДС для туристической отрасли, которая стоит третий месяц и в принципе имеет не очень высокую рентабельность, это компенсация затрат на обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния малых и средних компаний.

Еще одним момент, который стоило бы обсудить, – это изменение понятия «кадастровая стоимость», которое в условиях кризиса полностью потеряло значение рыночной стоимости имущества, но сохранило свое значение с точки зрения налоговой базы. И многочисленные ошибки в установленной стоимости имущества, которые были ликвидированы в течение последних нескольких лет, показывают несовершенство определения этого понятия. Мы предлагаем в качестве кадастровой стоимости обозначить публичную оферту государства по выкупу данного имущества в случае, если оно выставляется на продажу для последующей реализации на рынке.

Еще один из важных моментов, который ложится в общую канву снижения издержек малого и среднего бизнеса, – это отмена или перенос срока введения обязательной маркировки. Система вызывает вопросы и требует больших затрат. Если, например, необходимость маркировки обуви или одежды еще можно обсуждать, то, скажем, по молочным продуктам она не нужна, поскольку «Меркурий» решает эти вопросы. На введение обязательной маркировки по молоку потребуется 61 миллиард рублей одномоментно, и потом еще – по 30 миллиардов рублей ежегодно. По расчетам, которые мы сделали вместе с профессиональным сообществом, введение обязательной маркировки – самый дорогой контрольно-надзорный проект в истории. Он потребует от российского бизнеса около 1,5 трлн рублей.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»