Олег Смолин, член Президиума ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы, согласился с тем, что экономический рост невозможен без платежеспособного спроса и повышения уровня жизни, и выразил мнение, что один из главных факторов, который может его ускорить – это развитие человеческого капитала.
Олег Смолин подчеркнул, что образование и наука являются ключевыми фактором развития человеческого капитала, поэтому для обеспечения экономического прорыва необходимо наращивать расходы на образование.
По данным «Высшей школы экономики», за 2016 год государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту составляли 3,6 %, для сравнения у Швеции – 5,2%, у Великобритании и Франции – 4,8%, у республики Корея – 4,6%.
Олег Смолин привел мнение международных экспертов, которые полагают, что страна, которая хочет провести ускоренную модернизацию, должна тратить на образование 7%.
Депутат затронул еще одну проблему, связанную с образованием, – это бюрократизации, которая «убивает живую душу образования». По данным комитета Государственной думы VI созыва по образованию, каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет около 300 отчетов по 11 700 показателям.
Согласно сравнительным международным исследованиям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на отчеты, документацию и иные бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю.
Олег Смолин высказался и о статусе педагога сегодня. Согласно данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя еще в 2016 году составила 28 уроков в неделю, то есть превысила полторы ставки. С учетом подготовки к урокам, проверки письменных работ, заполнения документации и воспитательной работы с детьми это далеко за 60 часов в неделю.
«Эти данные означают, что каждый восьмой учитель в стране либо не живет нормальной жизнью, либо не дает детям того, что должен был бы дать, потому что учитель должен делится с учеником не только знаниями, но и частью своей личности. Безумные нагрузки – это преждевременное эмоциональное выгорание», – отметил депутат.
«Самое печальное, что даже при этих диких нагрузках, по данным ОНФ за 2016 год, в 75 регионах из 85 Указ Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года в части оплаты учительского труда не исполнен, – заявил Олег Смолин, – мы имеем колоссальное неравенство в оплате педагогического труда. По данным специального исследования, средняя зарплата учителя в Ямало-Ненецком автономном округе составляет более 96 тыс. рублей, а в Алтайском крае – лишь около 20 тыс. рублей».